И сказал Фир’аун: “О приближенные [мои]! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня.



Фараон установил свое господство над предводителями народа и заставил их признать свою божественность. Те, в свою очередь, исходя из личных интересов, с радостью приняли эту систему, провозглашающую божественность фараона, ибо она давала им дополнительные механизмы для управления народом, кроме того, и от фараона они ожидали определенных выгод для себя. Но такое поведение привело их к гибели. Их постигло страшное наказание, которое обрушилось на их головы в мирской жизни и от которого им не избавиться на века и в ином мире. Вот как описывается в Коране положение и дальнейшая участь отвергшей волю Аллаха и покорившейся фараону знати:

 

Фир'ауну и его знати. Но [люди его] последовали повелению Фир'ауна, хотя оно и не было разумным. В День Воскресения Фир'аун возглавит свой народ в шествии к адскому огню. И скверно то место, куда их поведут. Вослед за ними раздаются там проклятия, [так будет и] в День Воскресения. Сколь отвратителен дар, которым их удостоили!

Это – из вестей про селения, которые мы тебе рассказываем. Из них одни стоят, другие пожаты. Мы их не обижали, но они сами себя обидели, и ни от чего не спасли их боги их, к которым они взывали помимо Аллаха, когда пришло повеление твоего Господа. Они только усилили их гибель!» (Сура «Худ», 11:97-101)

Вслед за знатью перед фараоном склонилась его армия и народ Египта, находящийся в его подчинении. Бедный, бессильный и нуждающийся народ, подвергшись унижению и притеснениям со стороны фараона, посчитал его обладателем силы и мощи и беспрекословно подчинился ему:

 

И тогда Фир'аун воззвал к своему народу со словами: "О народ! Не мне ли принадлежит власть над Египтом и эти реки, что текут подо мною? Разве вы не видите? … [Такими речами] он ввел в заблуждение свой народ, и люди повиновались ему: ведь они были нечестивцами.

(Сура «Аз Зухруф», 43:51-54)

 

В это время большая часть народа Израилева, находящихся в рабстве и подчинении египтян, также попали в заблуждение, ширк, ибо страх от притеснений египтян на них были очень велики. Они, точно так же, как и египтяне, считали фараона силой, независимой от Аллаха, – да простит нас Аллах – и боялись его, так же, как боялись Аллаха. Поэтому они предпочли жить под гнетом фараона, нежели уверовать в посланников, принесших им Истину от Всевышнего Аллаха:

 

За Мусой из страха перед Фир'ауном и его вельможами последовало лишь немного людей из народа Фир'ауна, опасаясь его преследований, ибо Фир'аун правил на земле самовластно. Воистину, он преступил всякую меру. (Сура «Йунус», 10:83)

Народ фараона в силу многих причин, будь то давление со стороны властей, страх, невежество, стремление к личной выгоде любой ценой, обожествил верховного правителя, отдав предпочтение его системе, нежели истинной вере в Аллаха, превратившись в общество многобожников. Тогда как все, что им надо было сделать - это, признав Аллаха Единым Богом, бояться только Его, всецело вверить себя Его Воле и, поступая согласно Его предписаниям, следовать за Его посланниками. Если бы они знали и верили в то, что Аллах – Единственный обладатель власти на земле, а фараон не обладает над ними никакой властью, то они, не испытывая страха перед фараоном, не боялись бы и наказания, которое он мог бы им причинить. И если бы они осознали, что фараон всего лишь такое же немощное существо перед Волей Всевышнего Аллаха, как и они сами, то не стали бы приписывать ему независимой от Аллаха сущности, не столкнулись бы с унижением и страхом перед ним. Ведь все имущество и богатства, великолепие и власть, военная мощь, которыми, по их мнению, обладал фараон, на самом деле, принадлежали лишь Аллаху. Они не могли понять эту истину и не сумели постичь Величие и Мощь Аллаха и обманулись видимой силой фараона. Если бы они знали, что Аллах может в любой момент лишить фараона всего, чем Он наделил его, то они не опустились бы до столь унизительного положения и явного заблуждения. Ведь назидательный пример утопления фараона в водах показал всем, что Аллах волен забрать всю дарованную Им же власть в любой миг. По сути, это было назиданием всем многобожникам, обожествлявшим фараона, ясным предупреждением любого рода языческим моделям общества. Эта модель – распространенная разновидность ширка, которая на протяжении веков господствовала во многих странах мира.

 

 

Идолопоклонники

Как мы уже говорили ранее, все живое или неживое, придаваемое в равные Аллаху, может быть охарактеризовано как идолы. Но в данной главе мы будем использовать это слово в его общепринятом значении, то есть по отношению к каменным, деревянным или иным изваяниям, символизирующим всевозможных языческих богов. Возможно, кто-то из читателей скажет, что поклонение подобным идолам свойственно языческим народам глубокой древности или первобытным племенам, до которых еще не дошла современная наука и технология. Но будет неверно упрощать эту величайшую опасность; она только с первого взгляда кажется оставшейся в глубокой древности, поскольку одной из разновидностей идолопоклонства является также и поклонения каким-либо личностям или ценностям, олицетворяемым этими статуями. Поэтому идолопоклонники воспринимают преимущественно идеи, образы мышления и системы жизни, ассоциируемые у них с тем или иным идолом, нежели сами изваяния. Таким образом, сотворяя себе идолов, они лишь стремятся увековечить тех, кого они придают в равные Аллаху, считая их спасителями, законотворцами, покровителями и помощниками, кроме Него или же наряду со Всевышним Аллахом. Поэтому в сути сотворения идола лежит символическая логика. Изваяния тех или иных идолов, по сути, представляют собой воплощение и увековечение обожествляемой сущности, человека или же идеи. Копии «оригиналов» в виде идолов пользуются таким же почетом и уважением, что и «оригинал». В действительности же люди придают в сотоварищи Аллаху олицетворяемые этими идолами идеи и менталитеты. Из Корана мы узнаем, что народ, к которому был послан достопочтимый пророк Ибрахим, мир ему, также сотворял себе многочисленные статуи и поклонялся им:

Вот сказал он своему отцу и своему народу: “Что это за изображения, которым вы поклоняетесь?”. Они сказали: “Мы нашли, что отцы наши им служили”. (Сура «Аль Анбийа», 21:52-53)

Как очевидно из айата, выясняется из этого айата, подобный тип поведения и мысли перенимается людьми от их отцов, предков. Именно поэтому идолопоклонство, каким бы невежественным и лишенным здравого смысла оно не было, внушается в сознание людей еще с самого детства и даже в современном обществе является формой поведения, широко распространенной и отнюдь не порицаемой.

Еще одна особенность идолов состоит в том, что со временем они начинают пользоваться такими же почетом и уважением, как и олицетворяемые ими человек или идея. В Индии, например, первоначально была обожествлена личность Будды, позднее в память о нем стали изготовляться статуи, олицетворяющие его и его философские воззрения. Сегодня же обожествляются уже сами статуи, люди поклоняются им, почитают, им возносятся мольбы и у них просят помощи. Подобные формы поклонения различным идолам можно встретить и во многих других уголках мира.

Мы знаем из истории, что в период ниспослания Корана арабы также поклонялись многочисленным идолам и изваяниям. Это сообщается нам и в айатах Корана. При изучении исторических документов становится ясно, что эти идолы, в сущности, символизировали собой определенные понятия и верования, то есть арабы периода джахилии (эпохи неведения) поклонялось не самим истуканам, вытесанным из дерева или камня, но олицетворяемому ими смыслу, идее. К примеру, существовали идолы, которые воплощали богатство, власть, плодородие и.т.д. Если рассматривать идолопоклонство с этой стороны, то выясняется, что идолы арабских племен эпохи джахилии, по сути, ничем не отличаются от идолов, которым поклоняются современные общества, предпочитая их Истинной вере. Таким образом, говоря о мушриках, язычниках, будет ошибочно считать их древними племенами или народами первобытных культур. Идолопоклонники прошлого ничем не отличались от современных людей; они также знали о существовании Аллаха, но мирские блага - деньги, власть, имущество, женщины были для них более значимы, нежели предписания, ниспосланные им Всевышним Аллахом, они сочли возможным возвести эти ценности и понятия в ранг богов и, таким образом, стали идолопоклонниками.

Еще один пример идолопоклонства, который Всевышний приводит нам в Коране, также связан с сынами рода Израилева. Так, народ Израиля, спасшийся вместе с пророком Мусой, мир ему, от гнета фараона, встретили в пути племя, поклонявшееся идолу, и пожелали от достопочтимого посланника Аллаха, чтобы он сотворил им такого же. В Коране об этом повествуется так:

 

Мы переправили сынов Исраила через море, и они прибыли к людям, которые истово поклонялись своим идолам. [Сыны Исраила] сказали: "О Муса! Сотвори нам бога, такого же, как у них". Он ответил: "Воистину, вы - невежественные люди. Воистину, у этих людей пойдет прахом то, во что они верят, и тщетно то, что они делают". (Сура «Аль А`раф», 7:138-139)

Как видно, народ Израиля в невежестве своем потребовали себе материально существующее божество, которого они могли бы видеть, склоняться перед ним, проводить перед его изваянием ритуалы, устраивать роскошные, показательные церемониалы. Подобная психология свидетельствует лишь о слабости веры в их сердцах, разум их был еще не готов к постижению истинного Величия и Могущества Всевышнего Аллаха. Пророк Муса, мир ему, терпеливо разъяснял им об истинной сути Божественного Послания, но стоило только пророку покинуть свой народ, как люди тотчас же приобрели себе идолов, ввергая себя в величайшее заблуждение. Так, в Коране сообщается нам, что вслед за этим народ Израиля раскаялся в содеянном:

 

Пока Муса отсутствовал, [находясь на горе Синай], его народ из своих [золотых] украшений отлил [идола для поклонения] в виде изваяния тельца, который мычал. Разве они не видели, что [телец] не разговаривал с ними и не вел их прямым путем? Они стали поклоняться ему [как божеству] и стали нечестивцами. Когда же они раскаялись и убедились воочию, что сбились с пути истины, то сказали: "Если наш Господь не смилостивится над нами и не простит нас, то мы непременно окажемся среди заблудших". (Сура «Аль А`Араф», 7:148-149)

Но Аллах так ответил тем, кто стал поклоняться статуе золотого тельца:

 

Поистине, тех, которые устроили тельца, постигнет гнев их Господа и унижение в здешней жизни! Так Мы воздаем измышляющим ложь! (Сура «Аль А`Араф», 7:152)

Аллах не прощает придания равных Ему, ибо, как сказано нам в айате, те, кто придает Аллаху сотоварищей, измыслили ложь на Него. Они знали о существовании Единого Бога предельно ясно, но, несмотря на все знания, предпочли обзавестись ложными божествами. Преклонение же перед ними – тяжелейший грех, преступление по отношению к Аллаху.

 

 


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!